Знак препинания тире стих


Тиамф! Ох уж эти запятые... или поэты, которые ставят их с ошибками?
(автор Санди Зырянова)

знак препинания тире стих Вы таки будете смеяться, но назрела необходимость поговорить о роли знаков препинания как средств художественной выразительности. Я думала, грешным делом, что отличать запятую от троеточия или точки с запятой, не говоря уж о тире, люди учатся где-то в 1-2, ну, на крайний случай, 3 классе. Во всяком случае, в среднюю школу уже надо идти с пониманием, где что ставить.
А в поэзию, оказывается, не надо…
Между тем стихи – это очень эмоциональная, влияющая на наше настроение и представления о жизни штука, поэтому средства художественной выразительности в них играют первостепенную роль. Любой знаток, даже дилетант, понимает, что роль знаков препинания как выразительных средств в тексте обусловлена прежде всего их способностью передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую эмоциональную напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак). Тысячелетиями знаки препинания сохраняют свой ритмически-интонационный характер. Их десять: точка, многоточие, двоеточие, запятая, точка с запятой, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки, кавычки. Из них почти все сопровождаются паузою, и каждому присуща особая интонация. Этим облегчается воспроизведение письменной речи, что, косвенно, способствует лучшему восприятию художественного произведения.
Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора, тире – придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование. Для смыслового содержания текста, который включает в себя сложное бессоюзное предложение, имеет значение характер знака препинания между частями этого предложения. Если наше предложение длинное, то знаки препинания помогают нам в нем не запутаться. Троеточия подчеркивают «оборванность», незавершенность как предложения, так и того, о чем оно повествует. Кроме того, знаки препинания позволяют выделить смысловые куски текста, закончить предложение по смыслу. Когда автор начинает нанизывать чудные образы, ставя слова в довольно необычные положения, роль знаков препинания становится первостепенной!
Однако не следует всю выразительность обеспечивать только знаками препинания. Когда в конце каждого предложения стоит восклицательный знак, невольно задаешься вопросом: а какие-то другие средства для усиления впечатления автор знает? Знаки препинания должны гармонировать с общим строем стихотворения, не перегружать его. И уж, конечно, они должны быть правильными.

Она была ребенком необычным,
С друзьями не играла во дворе,
Все в школе получалось на отлично,
Хотела повзрослеть она скорей.

Обращаем внимание на бедность пунктуационного решения. Одни запятые. тем не менее по смыслу поясняющее словосочетание требует двоеточия перед ним: после «необычным». Далее, что необычного стих в том, что девочка отличница? – значит, фраза «все в школе получалось на отлично» не относится к утверждению «она была ребенком необычным». А значит, писать ее через запятую не нужно. Что же поможет в данном случае? – точка с запятой. После «отлично» вообще следует поставить точку. Потому что по смыслу желание повзрослеть абсолютно естественно для ребенка и не может иметь никакого отношения к необычности героини. Разумеется, правильно расставленные «препинаки» не сделают это четверостишие гениальным, но хотя бы придадут ему логичности и понятности.

Вообще неверная пунктуация превращает предложение в кашу, о чем поэты забывают регулярно…
Ты посмотри луна какая
Сказала девушка притихши.
Она как будто бы живая,
Она внимает наши мысли.

По совести, этот стих безнадежен, его не исправить, изменив пунктуацию. Но! Прямую речь грамотно оформить можно? – можно и нужно. «Притихши» – это деепричастие. Как мы выделяем деепричастия? – правильно, запятыми. После «живая» сгодилось бы двоеточие: ведь то, что луна внимает нашим мыслям (а не наши мысли!!!), подчеркивает ее «живость». Как-то с этим стихом захотелось плавно перейти к проблемам синтаксиса, то есть построения предложений, но это тема для другого тиамфа. На всякий случай: прямая речь оформляется тире (тире, не дефисами!), а вообще заглядывайте в учебник русского языка, не ленитесь. Могу посоветовать также хорошее пособие

Очень странный подход у некоторых авторов – постоянно ставить и ставить один и тот же знак препинания вместо всех остальных. Да вот, хотя бы:
всё страшнее - идти в неизвестность..
всё больнее - писать..как мыслишь..
ложь глотает..срыгнув..откровенность..
то кто понл где старт..найдёт финиш..............ю

Вообще говоря, двухточия в русском языке нет. И девятиточия тоже. Есть знак «многоточие», который изображается как три точки подряд. Три! Можно уверять, что это «шаблон», а тулить кучу точек где попало – новаторство, но в таком случае почему бы не писать на льюискэрроловском языке вместо русского? Очень легко превратиться из друга поэзии в ее врага и даже, более того, врага русского языка. Хотя не так уж сложно превратить свою «кашку с какашкой» в красивый, содержательный стих, просто правильно расставив знаки препинания. Объяснять, ПОЧЕМУ две точки вместо запятой, двоеточия, пробела и т.п. – не фонтан, я не хочу, ибо это означает полное неуважение к авторам сайта. Ну не все же такие упертые неучи… Поэтому я просто расставлю знаки препинания как надо:
Всё страшнее - идти в неизвестность,
всё больнее – писать как мыслишь.
ложь глотает, срыгнув, откровенность;
тот, кто понял, где старт, – найдёт финиш.

Хотя и без всякого подхода бывает…
Ты теперь не греешь мои пальцы,
И в душе осенняя хандра,
На вопрос, что в чувствах наших дальше,
Скажешь, что в погоде, холода!

Опять сплошные запятые. Люди, да что ж вы вот так игнорируете прекрасное средство худвыразительности, лежащее буквально под ногами, – знаки препинания? Что хотел автор сказать последней строчкой? О чем она вообще? Бессмыслица, набор слов с рандомно стоящими запятыми. Но если… «Скажешь: «Как с погодой, – холода!»» – и тогда совершенно меняется все. Мы видим прямую речь, видим сравнение, видим образ, хотя и банальный, «холода в чувствах».
Охохо. Конечно, научившись правильно ставить препинаки, за гения не сойдешь. Но сколько стихов, заслуженно заклейменных бездарными и безобразными, можно было бы превратить в крепкий середнячок!

Мой падший ангел во плоти,
С небес упавший за любовью...
Которого нельзя спасти,
Он болен этим чувством кровью!
Впитавшая всю нежность с верой,
Где стук в висках мешает мыслить!
Пускай не будет группой первой,
За то не нужно сердце чистить!

Автор этого стихотворения обрушился на меня с упреками в том, что к нам в его лице пришел целый Доцент России, а мы не оценили, и выразил убежденность, что мы все тут несчастные, с несложившейся личной жизнью и ему, его душе, завидуем. Итак: после «любовью» троеточие явно не нужно, оно даже мешает, 4 строка лишена знаков препинания, а они тут необходимы – кто болен, чем болен, непонятно; во втором катрене засилье восклицательных знаков… Добавьте снос клаузулы, смену размера, рифмы кровь-любовь и глагольную, ошибку «за то» вместо «зато», некорректную инверсию «группой первой», и веру, где мешает стук в висках. Ну, отыметь читателя в мозг автору отчасти удалось. Личная жизнь сложилась?
Камрады, критика и низкие оценки за стихи – это далеко не всегда зависть к вашей невъе…нной гениальности, поверьте. Куда чаще это – честное впечатление читателя, который видит ритмические сбои, неверный синтаксис, банальные образы, слабые рифмы, вяло и скудно раскрытую тему. И грубейшие пунктуационные ошибки в том числе.

Еще момент. Почему-то многие поэты ставят знаки препинания правильно, но неверно размещают пробелы. Камрады, запомните раз навсегда. ПОСЛЕ точки, запятой, точки с запятой, закрывающих скобок и кавычек ОБЯЗАТЕЛЬНО ставится пробел. Один. ПЕРЕД запятыми, точками, закрывающими кавычками и скобками пробел НЕ ставится. Также он НЕ ставится ПОСЛЕ открывающих скобок и кавычек. То есть: «Мама, привет!» – правильно, «Мама,привет! » – неправильно. (Вася, мой друг?) – правильно. ( Вася,мой друг? ) – неправильно. Это не мелочь, это маркер плохого текста. Стих с неверно оформленными знаками препинания я, скорее всего, закрою и не стану читать, разве по долгу модераторства. И буду относится к автору как к полному дилетанту. А предубеждение – сами знаете, как его трудно побороть.

И еще момент. Особую роль для создания выразительности текста имеют авторские знаки препинания, которые служат целям усиления смысловой или эмоциональной значимости того или иного его фрагмента, акцентируют внимание читателя на содержании какого-либо понятия, образа и т. п.
Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставление: Рожденный ползать — летать не может, либо особо выделяет вторую после знака часть: Любовь — главнее всех. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.
Но! Не следует любую ошибку оправдывать «авторской пунктуацией». Авторские знаки, как и авторское ударение, и неологизмы с окказионализмами, необходимо использовать редко и очень осторожно. Иначе получится элементарная безграмотность.
А ведь мы – друзья поэзии и русского языка, разве нет?


Источник: http://ti-poet.ru/stih.php?b=320899



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Ты-Поэт: Стихотворение - Учимся писать стихи. Знаки Конкурсы на воровство невесты

Знак препинания тире стих Знак препинания тире стих Знак препинания тире стих Знак препинания тире стих Знак препинания тире стих Знак препинания тире стих Знак препинания тире стих Знак препинания тире стих Знак препинания тире стих