Закрыть ... [X]

Конкурс конспектов занятий в доу

Анна Сы
Системно-деятельностный подход в образовательной деятельности ДОУ как основа ФГОС дошкольного образования

«Скажи мне, и я забуду,

покажи мне, и я запомню,

дай мне действовать самому - и я научусь»

Китайская мудрость.

Системно- деятельностный подход – это организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка. Его ключевым моментом является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели.

Деятельностный подход – это организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность (Л. Г. Петерсон).

Системно - деятельностный подход к обучению предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться, освоить).

Роль педагога в осуществлении системно - деятельностного подхода велика, так как именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и координатора этого процесса. Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и его способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность.

Рассмотрим системно- деятельностный подход как основную форму организации НОД. Проанализируем технологию деятельностного метода, который используется во время проведения НОД.

1. Создание проблемной ситуации.

2. Целевая установка.

3. Мотивирование к деятельности.

4. Проектирование решений проблемной ситуации.

5. Выполнение действий.

6. Анализ результатов деятельности.

7. Подведение итогов.

Создание проблемной ситуации. (процесс вовлечения в деятельность)

1. Что-то внести или убрать, чтобы большинство детей заинтересовалось.

2. Создать сюрпризный момент или эффект неожиданности (стук в дверь, шум, грохот и т. д).

3. Создать интригу («Подождите, скоро покажу что-то интересное» и т. д.)

Целевая установка.

1. Организовать специальную ситуацию (все мыло заменить камушками, мелок кусочками сахара)

2. заранее о чем-то договориться с коллегами.

Мотивирование к деятельности.

1. Во время прогулки осенью.

– Ребята, красивые листики, которые найдете на участке или на даче, по дороге в детский сад принесите мне, они очень нужны для сюрприза.

Дети заинтересованы: «Какого сюрприза?»

2. Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается к детям: «Сегодня к нам придут в группу гости, очень хочу, чтобы им понравилось у нас».

Проектирование решений проблемной ситуации.

1. Дать возможность выдвинуть различные варианты решения ситуации, чтобы разрешить проблему. Принимать любые варианты детей и предложить сделать выбор.

2. В процессе деятельности всегда спрашивать детей «Зачем, почему, ты это делаешь», чтоб ребенок осмысливал каждый шаг. Если ребенок делает что-то не так, дать ему возможность самому понять, что именно.

Анализ результатов деятельности.

Не спрашивать у детей понравилось или нет. Спросить надо: «зачем вы все это делали?», чтобы понять, осознал ли ребенок цель.

Подведение итогов.

Хвалить не только за результат, но и за деятельность в процессе.

Признаки различных моделей организации образовательного процесса.

Отличия.

1. Исключение учебного блока (но не процесса обучения).

2. Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который входит не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность

3. Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность»

Сравнения:

Учебная модель

1. Ребенок – объект формирующих воздействий взрослого человека (взрослый управляет, манипулирует) ребенком, занимает более активную позицию).

2. Большая регламентированность образовательного процесса, использование готовых шаблонов (готовых конспектов занятий) и образцов.

3. Основная форма – учебное занятие, основная деятельность – учебная.

4. Монолог взрослого (преобладание словесных методов работы). Рассадка «взрослый напротив ребенка»

5. Обязательность участия в образовательном процессе.

Основной мотив в образовательном процессе – авторитет взрослых (педагога, родителей).

Легкость в осуществлении контроля образовательного процесса.

Совместная деятельность взрослых и детей:

1. Ребенок – субъект взаимодействия со взрослыми (сотрудничество взрослого и ребенка; ребенок, если и не равен, то равноценен взрослому, ребенок активен не менее взрослого). Гибкость в организации образовательного процесса, учет потребностей и интересов детей.

2. Организация детской деятельности в различных формах, адекватных дошкольному возрасту. Диалог (общение) взрослого с ребенком. Рассадка взрослых и детей «по кругу»

3. Необязательность участия. Основной мотив участия конспектов (неучастия) в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса у ребенка. Трудности в осуществлении контроля образовательного процесса.


Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/sistemno-dejatelnostnyi-podhod-v-obrazovatelnoi-dejatelnosti-dou-kak-osnova-fgos-doshkolnogo-obrazovanija.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Краткосрочный проект «Моя малая Родина» для старшей дошкольной группы Поздравить с днем рождения сына и сноху с

Конкурс конспектов занятий в доу Конкурс конспектов занятий в доу Конкурс конспектов занятий в доу Конкурс конспектов занятий в доу Конкурс конспектов занятий в доу Конкурс конспектов занятий в доу

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ